Выгоден ли объезд платных участков трассы М-4 с точки зрения времени?
Забегая вперед, сразу скажем, что объезд всех платных участков М-4, которые составляют сегодня более 2/3 от общей протяженности трассы, подходит только тем путешественникам, у которых в запасе имеется неограниченное время и они никуда не торопятся.
В абсолютном большинстве случаев время в пути по бесплатным альтернативным дорогам, по сравнению с М-4, увеличивается и весьма заметно. Причин тому сразу несколько.
Во-первых, платные участки М-4 обходят стороной все крупные города и позволяют двигаться с крейсерской скоростью, практически не задерживаясь. Бесплатные пути, значительная часть из которых является дорогами местного значения, проходят через большое количество городов и населенных пунктов. Это значительно снижает общий темп движения.
Во-вторых, многие альтернативные пути по установленному скоростному режиму и по состоянию дорожного покрытия не позволяют ехать с такой же скорость, как по М-4.
Наконец, конфигурация М-4 такова, что эта трасса идет почти строго с севера на юг, почти «не петляя» в стороны.
Какого-либо бесплатного дублера, который шел бы параллельно М-4, не существует. Соответственно, при следовании по второстепенным дорогам водителям приходится постоянно «лавировать» вправо-влево, теряя минуты и часы на перемещение с запада на восток и с востока на запад, в то время, как основной поток по М-4 движется строго на юг
Это хорошо видно на примере бесплатного объезда Воронежа, где при движении через Острогожск и Россошь, возвращаться на трассу М-4 в районе Богучара приходится строго с запада на восток.

Единственная ситуация, в которой бесплатный альтернативный объезд на локальных отрезках может дать выигрыш во времени – это когда платные участки М-4 стоят в «мертвых» пробках из-за крупной аварии или по каким-то другим причинам.
Впрочем, никакой гарантии того, что во время бесплатного объезда вы не попадете в другую пробку, никто не даст.
Получить более подробную информацию о платных участках М-4 и вариантах их объезда, можно по этой ссылке.